Клод-Моне-водяные-лилии_1915

 

Для тех, кто хочет разбираться в стилях и жанрах искусства, мы составили гид по основным  стилям в живописи, скульптуре, начиная с 1880х гг и до конца 20 века. Каждый стиль оснащен иллюстрацией и объяснением основных принципов. 

Историю стилей и аправлений в живописи более раннего периода вы найдете в статье Основные стили в живописи до 1980 года. Часть 1. От Романизма до реализма

В этой части — живопись от импрессионизма до модернизма. Стили в хронологическом порядке,  сопровождены ключевыми именами и произведениями искусства с иллюстрациями.

Если вы захотите узнать больше о конкретном направлении — под каждым разделом размещена ссылка на подробный текст о каждой эпохе и о самых известных художниках. 

В тексте мы расскажем о том, что такое модернизм и какие есть основные стили в живописи модернизма и постмодернизма. 

Основные стили в живописи до 1980 года. Часть 1. От Романизма до реализма.

Содержание:

Переломным моментом в изобразительном искусстве становится появление искусства импрессионистов. Этот путь осмысления своей бессмысленности и неспособности ничего нового наблюдался в искусстве уже давно. Еще во времена великих мастеров возрождения, когда, казалось, все в живописи, скульптуре и архитектуре уже сделанным. И сделано это было хорошо, сложно было придумать что-то новое в искусстве. Однако великие творцы искусства продолжали создавать еще на протяжении нескольких веков новые стили и направления. Все они были все же в рамках «реалистичного» искусства.

Это условное деление мы позволяем себе лишь для большей наглядности зрителя, поскольку мы считаем, что чистого реализма в искусстве очень мало и любое произведение, созданное художником или скульптором, при всей его реалистичности изображения не исключает эмоции и субъективное отношение художника, создавшего его.

Таким образом резким переходом от «реализма» к абстрактному искусству стало направление, получившее название «импрессионизм». Оно резко отличалось от того искусства, которое было принято видеть в салонах Парижа второй половины 19го века. Реакция публики на это искусство вначале была резко отрицательной. Однако позже историки будут говорить об искусстве импрессионизма, как о революции в художественном мире и сознании людей и общества. Изучая художественные стили и направления не следует забывать, что эпохи в искусстве могут перекрывать друг друга и существовать параллельно. Это особенно ярко наблюдается именно в искусстве 20го века.     

Еще одной отличительной чертой нового искусства, начиная с импрессионизма, явились так называемые нео-стили. Это произошло примерно в тот же период после Первой Мировой Войны — период модернизма

Модернизм или неоклассицизм в искусстве — комплексное название всех основных стилей в живописи в частности и в искусстве в целом. Понятие неоклассицизм в искусствев появилось в первой половине 20го века. 

Однако неоклассицизм в живописи не сильно проявился. Ярче он проявился в архитектуре. Всем известны здания в стиле модерн. Но после стиля модерн, примерно в 1910е годы, начались те самые нео-стили: неорусский стиль, неоклассицизм, необарокко и прочее.

Но вернемся к направлениям в живописи. Эта статья больше относится к стилям в живописи и скульптуре, поскольку большинство, приведенных ниже стилей относятся именно к ним. Мы не встречаем импрессионизм, фовизм или дадаизм в архитектуре. 

Исключение составил стиль модерн, который всего за 20 лет стал популярем и получил очень широкое применение в архитектуре, прикладном и ювелирном искусстве. 

 Импрессионизм:

Старый мир уходит в прошлое. Начало нового мира.

 

Die-Blumenterassen-im-Wannseegarten-nach-Sudwesten-Max-Liebermann

Макс Либерман, Терраса в саду недалеко от Ванзее к Югу Западу.  [Public domain]

Первым и главным стилем в числе основных стилей в живописи «нового» искусства стал импрессионизм. Главным, поскольку, он настолько сильно отличался от всего привычного в 1880

Импрессионизм ознаменовал начало новой эпохи – завершение любого проявления классики или обращения к его признакам. 

Импрессионизм в искусстве – это стиль, которому часто приписывают полный переход от классического искусства к чему-то совершенно новому, к открытию нового мира, где звучит наконец что-то абсолютно современного искусства. Новых идей и техники, нового мышления и принципов живописи и скульптуры.

Одно из нововведений импрессионизма, что претерпело основательное изменение в живописи – это то, что теперь художники вышли на пленэр (c французского en plain air – на открытом воздухе). До этого момента на улице художник мог только делать наброски, а сама живопись выполнялась в мастерской. В культуре прошлого художник имел статус ремесленника, даже слуги и не имел показывать свою деятельность на виду у знатных господ. Это оскорбляло взгляд последних. Если и видели художника, работающего на улице, то это вызывало по меньшей мере возмущение и негодование. Это было равносильно тому, что сапожник или повар будет работать на людях.

Таким образом этот прорыв становится знаменательным для художников. На пленэре у художников совершенно другие возможности, чем до сих пор. Успеть увидеть и передать на холсте быстро сменяющиеся световые рефлексы. «Впечатление-Восходящее солнце» Клода Моне считается самым первым из импрессионистических произведений.

Название «Импрессионизм» был вначале ругательством. Оно восходит к первой выставке импрессионистов в парижском салоне, где зрители произнеся слово «Impression-впечатление», выразили свое возмущение этими полотнами, которые они считали не живописью, а размазыванием красок на холсте. И действительно мазки у импрессионистов выглядят несколько небрежными, которые с живописью прошлых эпох несравнимы. Форма и линии уходят на задний план, чистый цвет становится ведущим. В одном из направлений импрессионизма – в пуантилизме (с французского point — точка) главную роль играют цветовые точки, которые в совокупности и рядом с другими цветовыми точками могут создавать новые пятна цвета. Нарисованные предметы иногда можно узнать только при рассмотрении издали. Живописцы в свою очередь больше не желают просвещать, им хочется создавать живопись ради самой живописи l’art-pour-l’art – с фр. Искусство ради искусства. Большие салоны, часто международные выставки завоевывают популярность.

 

Модерн

 Art-Nouveau или Jugendstil:

«Поцелуй», который путешествует по миру.

(1890 – 1910)

Картина Густава Климта «Поцелуй» не является обязательным образом и важнейшим живописным произведением эпохи модерн, но это тот образ, который знает каждый, даже не очень близкий к искусству человек. Модерн, Ар-Нуво (Art-Nouveau) или Jugendstil (в основном в Германии и Австрии) — один из важнейших явлений в искусстве 20го века. 

Климт Поцелуй

Стиль модерн — это отдельный самостоятельный стиль в искусстве. Можно, пожалуй его назвать осномный стилем й живописи начала 20го века. Он охватил все виды искусства и огромную территорию. Модерн встречается, как в Европе, так и в России, в отличии от многих стилей в искусстве 20го века.

Повторимся, что все три названия относятся к одному и тому же направлению в искусстве конца 19го и начала 20 века.

 В Австрии и в немецко-говорящей среде – это Jugendstil – Югендштиль (в переводе с немецкого стиль молодежи),  

Во Франции – это Art-nouveau (Ар-Нуво, в переводе с французского «новое искусство»),

В России же его назвали модерн.

Еще одним названием модерна является стиль Сецессион – это мягкие, плывущие линии и крупные цветочные или растительные элементы.

Симметрия играет при этом все меньшую роль. Взмах и некая игривая рассеянность, в некой степени даже определенная молодежная легкость пробираются не только в живопись. Модерн делает попытки привнести природу в города. Наряду с чисто декоративным характером, что часто приписывают ему, модерн имеет чересчур серьезную политическую позицию.

Символизм:

Горькое наслаждение от страдания, греха и ощущения смерти.

(1890 – 1920)

В 1890-1910е годы основным стиле в живописи был большой стиль модерн. И символизм, появившийся фактически в эти же годы очень похож на Ар-нуво, как во Франции принято было называть модерн. Но если модерн был ориентирован на внешнюю красоту, орнамент, флоральные элементы и некую декоративность. То символизм, как ясно из самого названия, нес в том числе и некий смысл и сакральное значение.  

Между 1880 und 1910 годами создаются самые значимые работы символизм в живописи. Это направление в искусстве, о котором предпочтительнее говорить именно, как о направлении, а не как об эпохе, берет свое начало во Франции. В противовес к вещественному восприятию, большое пространство охватывает изображение чувственного и ментального, но это происходит совершенно иным образом, нежели в импрессионизме или экспрессионизме, для которых символизм является лишь связующим звеном. Одновременно с этим, но в том числе и со своими в основном ясными формами он открывает путь для нового стиля – стиля модерн.

Болезни, грех, смерть и страдания с определенным декадансом считаются основными темами символизма в живописи.

Часто символизм считается частью стиля модерн. Но тонкость и некоторая смысловая нагрузка в произведениях австрийского художника Альфонса Мухи (1860-1939) или русского живописца Михаила Врубеля (1856-1910) особым образом выделяет их работы на фоне остального искусства в эпоху стиля модерн.

Альфонс Муха Мечтательность_1897

Альфонс Муха, Мечтательность, 1897, плакат

 

Экспрессионизм:

Живопись, как общественная критика.

(1890 – 1914)

Die-gelbe-Kuh-Franz-Marc

Франц Марк, Желтая Корова, 1911 [Public domain]

Экспрессионизм, начиная с 19 века сразу же занимают решительную позицию против натурализма. Художники в душе мало стремятся изображать внешнюю сторону вещей. У них стоит первостепенно вопрос выражения личных эмоций. В этих картинах видна определенная агрессивность, нечто дикое и архаичное.

Развивающемуся из Германии Экспрессионизму навстречу ступает французский фовизм, который продуман, как противопоставление импрессионизму.

Во времена I Мировой Войны создаются работы, полные тревожной силы. Живопись показывает ясную критику по отношению власти и обществу. Наконец она становится чрезмерно политически настроенной. 

Кубизм:

Заново складываем мир из кусочков.

(1906 – 1914)

хуан гри аналитический портрет кубизм

Хуан Грис [CC0]

С начала 20го говорить о существовании какого-то одного основного стиля в живописи очень сложно. Именно поэтому есть понятие модернизм, описывающий весь период в целом. С началом искусства импрессионизма, самосознание художников несколько  изменилось. Каждый представитель искусства почувствовал свою значимость. И это в какой-то степени объясняет количество направлений в искусстве, которые существовали параллельно. Как будто каждому художнику хотелось сказать свое иидивидуальное, создать свой стиль. Но и стили уже длились не целый век, а иногда всего одно десятилетие, как кубизм к примеру.

С 1906 года художники во Франции переходят к некому «демонтажу». Не потому, что у них была конкретная программа, но некоторые художники, например, как Пабло Пикассо начинают разбирать мир вокруг себя и собирать его обратно, дословно как конструктор по их субъективному представлению или желанию. Предмет или человек предстает теперь не как единый объект, а он разбит на отдельные части, по началу наблюдатели назвали это разделение на кубики (фр. “cube“ — куб), которые могли предмет показать с разных сторон. Правила кубистам не приписаны, как и любому другому стилю. Никакой программы, но сильнейшее влияние: Кубизм оказывает влияние на все последующие стили и направления в искусстве 20 и даже 21 вв.

Как это не парадоксально, но основателем кубизма является не всем известный Пабло Пикассо, а не так широко известный испанский художник Хуан Грис, создавший свои кубические полотна раньше Пикассо. Однако умалять достоинство последнего несправедливо, поскольку его вклад в развитие этого стиля неоценим. Именно поэтому широкому зрителю известен именно Пабло Пикассо. А одной из самых известных его работ в стиле кубизма «Авиньонские женщины» 1907.

 

Футуризм:

враждебность по отношении к классике и к телу.

(1909 – 1945)

Футуризм – от латинского слова «futurum» — будущее. Футуризм в искусстве – первое направление в искусстве, которое было «основано» отдельно с конкретной программой. Итальянец Филиппо Томмазо Маринетти составил «футуристический манифест», отвергая христианскую мораль и отказываясь от социальных отношений. Однако Маринетти сам не художник. Однако живопись становится важнейшим видом искусства футуризма. Футуристы противопоставляют себя образцам и принципам классической живописи, и объявляют себя явными врагами человеческого тела.    

Живопись с натуры отвергается, как нечто неприятное и угнетающее. Все что является посредническим вызывает подозрение. Было такое высказывание «Либо это искусство, либо это нужно уничтожить». Эта фраза довольно близка футуристическому мышлению. В своих картинах – в так называемой двухмерной плоскости футуристы ставили себе задачу выразить ускорение темпа жизни, быстроту езды автомобиля, или показать новый технологический прогресс. Своего рода «взгляд в будущее»

Джакомо-балла-скорость-мотоцикла

Джакомо Балла, скорость мотоцикла, 1913

Дадаизм:

Бессмыслица – основной смысл вещей.

(1912 – 1920)

О происхождении названия «Дада» есть несколько теорий. Одна из них это то, что писатель Хуго Бал из Юкса копаясь в немецко-французском словаре, наткнулся на слово «dada». На французском детском языке «dada» означает лошадка на палочке. Дадаизм делает ставку на провокационность и нелогичность и между прочим объявляет себя антивоенным движением еще при Первой Мировой Войне.

Существующие правила и ценности окажутся под вопросом и будут преодолены с помощью бессмыслицы. Предметы повседневной жизни становятся вдруг объектами искусства. Дадаизм среди прочего выделяется тем, что он объединяет разные виды искусства, вплоть до поэзии и танца в одном произведении. 

Своим «бессмысленным» отношением он ломает многие табу, одновременно порождая многочисленные технические нововведения и оказывает существенное влияние на последующие направления в искусстве до сегодняшнего дня. Со времен дадаизма живопись является неким отображением действительности.

Ласло Мохой-Надь. Коллаж

Ласло Мохой-Надь. Коллаж.

Дадаизм не всегда причисляется к основным стилям в живописи. Однако именно в нем нашли свои истоки будущие направления в живописи середины 20го века.

Дада – это начало живописи экшн в искусстве – action painting.

Сюрреализм.

Все действительное в действительности не является действительностью.

(1920 – 1930)

На вопрос, какие основные стили в живописи вы знаете, большинство людей назовут именно сюрреализм. 

Сюрреализм в живописи почти у каждого из наз ассоциируется с именем Сальвадора Дали.

Было бы непривычно, если бы вы не знали знаменитые «бесформенные часы» Сальвадора Дали. Дали является одной из самых значимых фигур сюрреалистов. Возможно самый значимый. Вначале это искусство презиралось публикой, но это привычно для нового течения, как вам уже известно из вышесказанного. Сегодня произведения этого периода прочно сидят в умах даже самых консервативных наблюдателей. С действительностью сюрреалисты занимаются все реже, только если они могут ее вплести в свой таинственный мир иллюзий или снов. 

Кроме Сальвадора Дали были и другие выдающиеся художники искусства сюрреализма. 

Привлекает к себе внимание фотоснимок Филиппа Халсмана «Dali Atomicus»

Филипп-Халсман_Дали-атомикус-Dali-Atomicus-сырой-снимок-до-ретуши-1948

Филипп-Халсман_Дали-атомикус-Dali-Atomicus-сырой-снимок-до-ретуши-1948

Искусство середины 20го века очень сильно пропиталось элементами психоанализа. Этому способствовали и исследования Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга. и все, что касалось подсознания, сновидений и т.п. живо интересовало представителей искусства.

Здесь вместе с «ускользающим временем» могут ускользнуть и часы, изображающие его. В отличие от дадаизма, его сатирической манерой изображения, сюрреализм обращается к психоанализу и прорабатывает фантастическое и бессознательное. Сюрреализм в искусстве  обращается к закостенелым мыслительным структурам буржуазии – простого бюргера.

Новая вещественность:

Только функциональность в основе.

(1925 – 1965)

Сразу после Первой Мировой Войны начинается определенное обращение к «видимым» вещам, в то время как сюрреалисты стремятся к их отрицанию. Так же, как экспрессионисты представители Новой Вещественности затрагивают острые социальные темы. Хаос войны и результаты после ее окончания, которые в свою очередь ведут к ностальгии по спокойствию мирного времени и традициям, что в дальнейшем находит выражение в полотнах художников этого времени. Картины новой вещественности иногда кажутся лишенными чувственности, часто техническими и чересчур наполненными некой холодности и трезвости.

Карл-Гроссберг-Печатный-цех-1925

Карл-Гроссберг.-Печатный-цех-1925

Многие технические открытия – от электрической лампочки до радио становятся сюжетами картин. Это направление в искусстве, как и все остальные нельзя назвать однородным. Оно расщепляется на многие подразделения.

Абстрактный Экспрессионизм:

Искусство странствует.

(1948 – 1962)

В этот раз искусство возникает не в Европе, а в Северной Америке, а именно в США. Примерно с 1940 годов там привлекают внимание Живопись цветовых пятен и Action-Painting (живопись-экшн), чем предметная живопись кажется окончательно преодоленной. Здесь художники дают себе волю в полной мере – на поверхность, которая уже далеко не всегда является холстом, выливаются ведра краски. Вместо кисти и мастихина используются пальцы.   

Слой краски может становится иногда таким толстым, что готовая «картина» напоминает скорее рельеф или барельеф. С Америки это течение уже распространяется в Европу, в то время как до сих пор все происходило наоборот. Его главными представителями безусловно являются Джексон Поллок и Марк Тоби. Со стороны консервативной политики во времена Холодной Войны этот стиль будет заклеймен, как «неамериканский». Однако этот статус не сохранится надолго.      

Еще одним основоположником абстрактного экспрессионизма можно считать  Виллема де Кунинга. С возрастанием популярности абстракции в современном искусстве возникло и желание привносить больше эмоциональности в абстрактное искусство. На это повлияла также вера сюрреалистов в идею того, что искусство должно возникать из подсознания.

Есть две группы абстрактных экспрессионистов: Одни, как Поллок и де Кунинг развивали экспрессивность с помощью резких, энергичных мазков кисти, что придавало их работам подобие движения – то, что называют „Action“ (Экшн), в то время как другие, как Марк Ротко или Барнетт Ньюман находили эмоциональную передачу с помощью обширных пятен живых, радостных цветов.

Марк Ротко Белый центр жёлтое розовое и лиловое на розовом 1950

Марк Ротко Белый центр (жёлтое розовое и лиловое на розовом), 1950

 

Поп-Арт:

Все есть искусство. Искусство – это все.

(1955 – 1969)

Поп Арт – это направление в искусстве фигуративного плана, которое появилось в 50е годы 20 века в Великобритании. В особенности это течение полюбили в 60е годы в США. Последовали этого стиля черпали вдохновение в повседневной жизни, в рекламе или комиксах. Поп Арт приправляет свои произведения обязательно солидной горсточкой юмора. Название этого направления было дано в 1957 году британским художником Ричардом Гамильтоном. Он представлял себе произведения искусства, в которых есть смелость, остроумие, дерзость, а также возможность тиража.

Для художников Поп-Арта, который вновь появился в США и одновременно в Англии, все является искусством – и здесь можно смело благодарить Марселя Дюшана. Любой объект можно назвать предметом искусства – рекламные плакаты, комиксы, тривиальные вещи повседневного обихода, вплоть до консервных банок становятся вдруг предметами художественного значения. Чистые контуры и целостные цветовые плоскости доминируют. Серийная печать и фотореализм пробираются в живопись. В качестве первого представителя английского Поп-Арта до сегодняшнего времени считается Дэвид Хокни, хотя он оставил после себя мало картин этого стиля, и в скором времени увлекся другими формами выражения в искусстве.  

В работах Поп Арта часто встречаются жизнерадостные полные женщины. Английский и американский Поп Арт во многом очень похожи, но есть и некоторые отличия между ними. На британской стороне искусство склонилось к активной, и разоблачающей манере. В то же время американское движение Поп Арта напротив была легковеснее, взяла на себя функцию посредника эмоций и символов популярной культуры. Известные имена, которые у нас возникают при мысли о движении Поп Арта Это Рой Лихтенштейн и Энди Уорхол.

Ричард Гамильтон Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными такими привлекательными 1956

Ричард Гамильтон, «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными такими привлекательными?», 1956

Среди наших современников есть немало авторов, которых можно назвать продолжателями Поп Арта. Часто художники этим хотят выразить свое мнения, показать известных деятелей. В более «молодом» Поп Арте художники используют новые средства выражения, пластиковые фигурки или цифры, которые плавятся прямо на холсте.

Неоэкспрессионизм.

Новая дикость. Новый Порыв.

( 1980 – 1989)

 

Начиная с 1980х гг. возникло движение художников, которые создавали жизнеутверждающие, предметные и крупногабаритные полотна. Мотивами являлись прежде всего Большие города и жизнь в них. Движение, собственно говоря стиль этого искусства получило свое название, опираясь на французское Fauves (дикий, хищный) – Фовизм. Местом сбора для новой дикости стал город Берлин, однако приблизительно в 1989 художники разбрелись – некоторые продолжили работать в этом стиле в Нью-Йорке.

Прпдставителями неоэкспрессионизма можно назвать Георга Базелица, Дэвид Салле и так далее.

 

%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9 %D0%A0%D1%8F%D0%B1%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE %D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9 %D0%91%D0%B5%D0%BC%D0%B1%D0%B8 %D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8 %D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D1%8B %D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B8 %D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0 1994
Василий Рябченко, «Большой Бемби»бочки линейные лампы оленьи рога, 1994