Виллем-Клас-Хеда-Натюрморт-с-ветчиной-1656

В этой статье изложена подробная история возникновения жанра натюрморта. Здесь мы расскажем о том, что такое натюрморт, когда он впервые появился и стал самостоятельным жанром живописи, какое место он занимает среди других жанров.

Вы также узнаете о голландсом натюрморте, об истории академического искусства, об иерархии жанров, какие виды натюрморта бывают и что такое «Ванитас». Вы узнаете Кроме того мы собрали здесь самые важные фигуры художников этого вида искусства и их произведения с описанием и иллюстрациями.   

Читайте также статью Основные стили в живописи до 1980 года. Часть 1. От Романизма до реализма.

История натюрморта начинается еще с древних египтян и римлян, которые ставили неодушевленные предметы, такие как продукты в качестве жертвоприношения для того времени и украшали стены для богатства и статуса живописью.

«Nature-morte» с французского языка переводится, как «мертвая природа».

Натюрморт таким, как он предстает сейчас нашим глазам развивался столетия позже, как жанр живописи, где роскошные трапезы на столе, с золочеными кубками и символическими деталями, такими как черепа или курительные трубки или увядающие цветы. Это жанр со своим богатым внутренним миром. Это статья охватывает историю натюрморта и некоторых знаменитых картин этого жанра.

Что такое натюрморт?

Прежде чем мы приступим к истории жанра натюрморта или даже к знаменитым натюрмортам, важно понять и поставить вопрос: что такое натюрморт? Для многих – это какой-то скучный жанр живописи: простая ваза с фруктами, цветами или кухонной утварью, порядочно неплохо уложенная на столе или другой поверхности. Но разве это натюрморт?

Натюрморт состоит из множества типичных неодушевленных предметов, утвари, лепестков и продуктов (настоящих или искусственных), которые расставлены на некой поверхности с определенной задумкой и нарисованы. 

 

Многообразие объектов и оформления, из которого можно выбрать, огромна, что расширяя возможности этого жанра полностью превращает в нечто скучное все остальные жанры в живописи. Этот вид живописи дает художника большую свободу для различных решений. Они могут выбирать постановки естественного характера, символическую расстановку предметов, для более глубокого значения своих работ, или же расположение натюрморта, для большего развития своих технических способностей. Художники могут решить, как они хотят создавать натюрморт, например, колорит, композиционная среда и размеры картины.

Понятие «натюрморт» официально начали использовать в Нидерландах между поздними 1500ми гг. и 16ми гг. (16-17 вв.) в качестве определение жанра живописи. Он появился как нидерландское слово «still leven» и в немецкий язык был буквально переведен «Stillleben», что значит «замершая жизнь». Во французском языке это звучит, как «nature morte» — «мертвая природа». А в итальянском переведено как «natura morta», что значит также «мертвая природа».

 

Таким образом само определение этого понятия «натюрморт» указывает на что-то безжизненное, без движения – неодушевленный предмет.

 

Питер-Клас-Натюрморт-1633

Питер Клас, Натюрморт, 1633, public domain

 

История жанра натюрморта.

Истоки искусства натюрморта доходят вплоть до самого Древнего Египта и римской эпохи. Также в Средние Века и в период Возрождения натюрморт был широко распространен, но официально получил статус жанра живописи только после этих исторических эпох в изобразительном искусстве.

Официально жанр натюрморта принадлежит к низшему рангу в иерархии изобразительных жанров искусства. Существует также стили натюрморта в живописи, но будем последовательны: озвучим вначале иерархию жанров в искусстве и место натюрморта в числе остальных жанров. 

францискус Гейсбрехт ванитас с музыкальрными инструментами

 Францискус Гейсбрехтс «Ванитас» с музыкальными инструментами, 1672 – 1676 г., 115-134 см, х. м., public domain.

 

Академическое искусство. Иерархия жанров

В 1669 году историограф Андре Фелибьен точно распределил по категориям все жанры в изобразительном искусстве. Он принадлежал к Французской Академии. В то время существовало несколько академий, которые вместе составили эти формальные категории жанров – Академия Искусства в Риме и Флоренции, Королевская Академия в Лондоне и вышеупомянутая Французская Академия.

Категории распределились сверху вниз по значимости, начиная с жанра исторической живописи, за ней следовали портрет, жанровая живопись (жанровые сценки), пейзаж и наконец натюрморт.

Жанров в живописи ограниченное число, как видно здесь. Не путаем со стилями, которых в искусстве множество. Жанр по сути дает нам понимание того, что изображено на картине. Пейзаж ли, портрет или что-то другое. При этом внутри одного жанра – к примеру натюрморт может быть выполнен в самых различных направлениях и стилях. Голландский натюрморт 17го века в стиле барокко или натюрморт 19 века в стиле экспрессионизма – Сезанн «натюрморт с фруктами».

 

Жанры в живописи. Иерархия

  • Историческая живопись
  • Портрет
  • Жанровая живопись
  • Пейзаж
  • Марина
  • Натюрморт

 

Конечно есть и другие жанры в живописи, такие как марина (морской пейзаж), анималистическая картина или разновидность исторической картины – батальная сцена. Но в этот период времени академисты решили дать такую иерархию жанрам живописи, выделив именно эти темы изображения.

 

Категория, которая стала системой классификации, послужила тому, чтоб определить статус художника, область его деятельности и плату за его работу. Таким образом определялись выделяемые художникам выставочные площадки и цена за произведения искусства.

 

В это время в европейской истории появляется система классификация живописных полотен, что развивается из движения художников-академистов, которые пыталисьпривить художникам принципы искусства и разграничить искусство и ремесло.

 

Одной из важнейших целей академического искусства – это то, что у искусства должно нести некое послание морального содержания. Роль послания распределилась по жанрам: на роль посланца морали исторический жанр подходил больше, чем, к примеру, жанр натюрморта. Это было связано с тем, что исторические полотна были крупнее и выставлялись в публичных помещениях, в то время как натюрморты, как картины меньшего размера использовались и создавались для личных целей. Кроме этого историческая живопись имела больше возможностей, чтобы представлять религиозные сюжеты, а натюрморты были ограничены определенной темой. 

 

Б.-ван-дер-Аст-Натюрморт-с-цветами-фруктами-и-ракушками

Б. ван дер Аст, Натюрморт с цветами, фруктами и ракушками, 1630 г., public domain

 

Какие бывают натюрморты?

Существуют разные виды натюрморта. Выделяется несколько категорий: «Цветы», «Трапеза или завтрак», «Животные», «символичные». В числе последнего причисляются и натюрморты – «Vanitas», где использованы разные предметы, для передачи более глубокого смысла о жизни и смерти.

 

Виды натюрморта:

  • Цветы
  • Трапеза или завтрак
  • Животные
  • Символичные (здесь и «Ванитас» — «Vanitas»)

Понятие Vanitas означает с латинского «суета» и означает кратковременность человеческой жизни, а привязанность к материальным ценностям – напрасной попыткой. Понятие идет с библейской притчи пророка Соломона, где говорилось «Суета сует, все суета». Предметы символизируют вышеописанные принципы. 

Некоторые из самых популярных предметов, которые мы видим в натюрмортах «Ванитас» — это череп, часы, песочные часы, — все они указывают на быстротечность времени и жизни, другими словами о бренности земной жизни. Другие предметы, используемые в натюрмортах такого характера, показывают материальные ценности, скопление богатства и привязанность к земным благам и наслаждениям, таким как кости, вино, шелкам, украшениям и другим.

 

Натюрморт с античности до классической старины

До того, как натюрморт был официальным признан одним из жанров живописи и получил свою категорию в ряде остальных жанров, можно было видеть картины с изображениями натюрмортов уже в эпоху античности и древней классики. На египетских гробницах, например, изображались подобные сцены, в качестве сопровождающих картин для умершего. По верованию древних Египтян, покойнику необходимо было обеспечить достойную загробную жизнь, в виде изображений его повседневной жизни на гробнице и множества благ, что вкладывались в гробницы.

Эти картины состояли из обычных продуктов и предметов, хотя они имели более глубокий смысл, чем просто украшение гробницы. Изображения натюрмортов служили также чествованием покойного и для его жизни после смерти. Например, покойному могло понадобится в его загробной жизни миска для приема пищи.

гробницы-в-Менне

Художник гробницы в Менне, Деталь сцены жертвоприношения из гробницы в Менне (1422-1211 до н.э , Public domain.

 

Гробница Менны – известная египетская гробница. Она хранит богатую и хорошо сохраненную выставку натюрмортов, изображений повседневной жизни и погребальных ритуалов. Считается, что речь идет о захоронении в Менне, где некий чиновник короля и смотритель имел профессии из области сельского хозяйства.    

И в античной классике, в греческие и римские времена можно найти картины с изображением натюрмортов. Во время археологических раскопок в области Помпеи и Геркуланума были обнаружены разные римские виллы, где были фрески и мозаики, изображающие натюрморты.

 

Эти изображения в отличие от египетских имели скорее декоративное назначение и показывали сцены с людьми, которые предавались радости повседневной жизни. Часто изображались и сцены богатства хозяина дома.

 

Примером этого служит натюрморт с фруктами и стеклянной вазой (63 – 79 г. н.э.), что был найдет в Помпеях. Другие примеры указывают даже на то, что натюрморт, как жанр искусства существовал уже в древнегреческие времена и являлся декоративным видом живописи. 

помпейский-художник

Неизвестный помпейский художник, натюрморт со стеклянной вазой и фруктами (63-79 г. н.э.), public domain.

 

Это нас уводит к легенде о двух греческих художниках – Цейкса и Паррасия, которые соперничали в мастерстве. Римский философ и писатель Плиний Старший называл еще одного греческого художника Пирея (Пирей он же Пираикос). Плиний писал в своей публикации 78 г. н.э. «Естественная история» (лат. «Naturalis historia») о нем, как о лучшем художнике в своей жанре. Он писал о Пирее, что его мотивы как будто о «цирюльнях, сапожных лавочках, ослах, продуктах и прочем». Он назвал художника далее «rhyparographos», то есть «художник грязных и мелких вещей.»  

 

Амброзиус-Босхарт-Старший-Тюльпаны розы

Амброзиус Босхарт Старший,

«Тюльпаны,розы, розовые и белые гвоздики, незабудки, ландыши другие цветы в вазе»,

1619, 28,5 * 19,5, медь, масло. Public domain.

 

Возрождение – натюрморт

Во эпоху Средневековья и до Раннего Возрождения жанр натюрморта сопровождал религиозные произведения искусства, как дополняющие элементы с символическим значением. Они как правило писались на фоне религиозных полотен, но и на других картинах, как орнамент и рукописный шрифт, что видно в Северном Возрождении и в Ранних Нидерландах.  

Суть заключалась в определении роли натюрморта в религиозном контексте. Это показано в работах фламандского художника Яна ван Эйка, чьи картины связаны с так называемым «иконографическими» картинами.

Другие Художники как Леонардо да Винчи и немецкий живописец Альбрехт Дюрер писали натюрморты без какого-либо религиозного подтекста. Писались, к примеру, различные природные объекты флоры и фауны. К этому времени уже и в Возрождении натюрморт создавались, для того, чтобы познавать естественную природу, где человек ее исследовал и наблюдал.

Голландский натюрморт.

Живопись натюрморта возникла как жанр в Нидерландах, в так называемых Нижних Землях (Niederen Landen), которые состояли из Бельгии, Фландрии и Нидерланд. Золотой век Нидерланд был следствием независимости Нидерланд от Испанского господства, что привело к образованию Нидерландской Республики. В этот период живопись натюрморта была особенно популярна, прежде всего натюрморты с цветами.

Кроме того протестантская революция ограничила заказы полотен с религиозными сюжетами, что привело к развитию других жанров живописи. Натюрморты предпочитали другим жанрам, так как он изображал сценки из повседневной жизни. Из него развивался «Нидерландский реализм».

Нидерландский реализм был сосредоточен на изображении будничной жизни человека, в особенности среднего класса, который состоял из купцов и торговцев. В живописи художники создавали картины для купцов, которые скорее стремились показать то, что они заработали за жизнь. Другими излюбленными жанрами были портреты и жанровые сценки о жизни простого народа их занятий и разных украшений.

Полотна этого периода были также малого размера и предназначены для частного пользования, в отличии от крупногабаритных полотен церквей или алтарных картин, которые в этот период чаще встречаются в католических церквях.

Поскольку речь идет снова преимущественно о протестантской культуре, не было необходимости, выставлять произведения искусства в одинаковой манере.К ходовым видам натюрморта или его подгруппам принадлежали уже упоманютые жанр «Ванитас», «Завтраки», «трапезы» – «Pronkstilleven» в переводе роскошное или художественное изображения сцен натюрморта или картин с цветами. 

 

Современный натюрморт

Современный натюрморт возник во время таких течений в искусстве, как импрессионизм и постимпрессионизм. Один из художников-постимпрессионистов Винсент Ван Гог с помощью своей натюрмортной живописи, своими картины, выражающими абстрактные цветы и вазы дал этому жанру новую жизнь. Примером такой работы – это его «Подсолнухи» (1889).

 

Ван-Гог-Подсолнухи-1889

ВВан ГогПодсолнухи1889, хм., 100*76, public domain.

Интересно заметить, что к такой манере письма Ван Гог пришел не сразу. Если посмотреть его более ранние натюрморты, они имеют явный отпечаток старого голландского стиля – темный фон, яркие цветы, прозрачная ваза, оливково-зеленая листва. Во всем этом есть что-то барочное. Но уже спустя несколько лет мы видим совсем другую живопись. Это знаменитые подсолнухи Ван Гога, которые он создал во многих вариантах. Здесь вы видите картину, находящуюся в Японии – знаменитый натюрморт в стиле постимпрессионизма.

 

Ван-Гог-Ваза-гвоздик

Винсент Ван Гог, Ваза гвоздик, 1886, public domain

Другим художником постимпрессионизма является Поль Сезанн, который писал натюрморты с фруктами, хлебом, бутылками и корзинами на почти опрокинувшемся столе, как картина «Корзина с яблоками» (1895). Особенности в этих полотнах являются резкие, выразительные мазки кисти, цвета и различные перспективы в отличие от реалистичных изображений, которые нам известны в голландский натюрмортах и их символичном содержании.

 

  Поль-Сезанн-чайник-и-фрукты

Поль Сезанн, Чайник и Фрукты, (1888-1890), х. м., 48.6 x 60, Public domain.

Сезанн тоже перенял некоторые элементы из голландского натюрморта «Ванитас». К примеру, характерный череп в его картине под названием «Натюрморт с черепом» (1895-1900 гг.) Рядом с черепом на другой скатерти, которая кажется падает со стола, расположены разные фрукты, от одного из яблок, которое лежит прямо перед ртом черепа отрезано или откушено.

Во времена движения кубистов известные художники, такие как Пабло Пикассо и Жорж Брак создавали натюрморты в своем абстрактном, кубическом стиле. Одним из таких примеров является «Большой натюрморт» Пикассо (1881 до 1973) и «Натюрморт с метрономом» Брака (1909)

В искусстве новейшего натюрморта, мы находим фотографии, компьютер, видео в качестве средств изображения повседневных предметов и продуктов питания. Развитие технологии позволило изображения  предметы гиперреалистично, которые больше не рисуются вручную, а генерируются с помошью компьютера. «Холст» натюрмортов в 21 веке пережил драматичное изменения.

Знаменитые художники натюрморта.

Живопись натюрморта – это большой и разнообразный жанр живописи, в котором многие великие художники показали свой неповторимый стиль и выразили свои темы. Далее мы представляем некоторых известных представителей этого направления в искусстве и покажем некоторые из их знаменитых натюрмортов.

 

Ян Брейгель старший

(1568 — 1625)

Ян Брейгель фламандский художник, родился в Брюсселе, был ведущим мастером жанра натюрморта. Он специализировался на натюрмортах с цветами и был известен под прозвищем «Flower» из-за своего большого опыта и рода занятий. Он писал в основном картины с райскими натюрмортами. 

Одно из его знаменитых картин – это «Цветы в деревянной вазе» (1606-1607 г.), где представлены высокохудожественным стилем самые разнообразные виды цветов. Брейгель обращал внимание на то, чтобы каждый цветок показать таким образом, чтобы он не заслонялся другим. Таким образом можно видеть самые мелкие детали каждого цветка.   

 

Ян-Брейгель-Старший-Цветы-в-деревянной-вазе

Ян Брейгель Старший, Цветы в деревянной вазе, 1606-1607, 98*73, панель, масло. Public domain, via Wikimedia Commons

 

Фон этой картины темный, из-за чего цветы на переднем плане кажутся более значимыми, а их цвета более подчеркнутыми. Видны также разбросанные на столе цветы, что делает изображение естественнее.

К другим работам Брейгеля Старшего принадлежит картина «Цветы в керамической вазе» (1620), которая очень похожа на вышеназванное произведение, но, несмотря на сходство сюжета, художнику удалось создать каждую картину неповторимой. Здесь также видны разноцветные цветы, как будто вручную расставленные. Интересно, что Брейгель часто рисовал цветы разных времен года, откуда несложно предположить, что он писал картины не по выставленному образцу вазы с цветами.

 

Франс Снейдерс

(1579-1657)

Франс Снейдерс родился в Антверпене и известен, как один из пионеров фламандского барочного искусства. Он специализировался в области натюрмортов с различными сюжетами, где одной из его излюбленных мотивов были животные, птицы, обезьяны, зайцы, дичь и собаки. Он также создал ряд картин со сценами охоты и рыночными, продуктовыми лавками.

Его картины разнообразны по композиции и имеют точную детальную прорисовку разных предметов и текстуры.

 

Франс-Снейдерс-Натюрморт с фруктами мертвыми животными овощами обезьяной белкой и котом

Франс Снейдерс, Натюрморт с фруктами, мертвыми животными, овощами, обезьяной, белкой и котом, public domain.

 

Одно из его известнейших произведений – это «продуктовая лавка с пажом» (1579 — 1657), которая показывает в левой стороне картины пажа, который отрывает виноградину из корзины фруктов. Мы видим и другие продукты, такие как большая креветка, голову кабана в правом верхнем углу и других забитых животных

 

Франс-Снейдерс-Натюрморт-с-мертвыми-животными-фруктами-на-рынке-1614

Франс Снейдерс, Натюрморт с мертвыми животными, фруктами на рынке, (1614), public domain.

 

Эта композиция показывает сторону, которая состоит из обилия еды и продуктов и богатой пищи состоит. Это указывает на богатую жизнь, но и на роскошь и искушение ею обладать. Кроме этого забитые животные указывают на кратковременность жизни и на то, что материальные блага не вечны.

Другие работы Снейдерса – это «Охота на дикого кабана» (1649), «Натюрморт с лебедем» и «Натюрморт с неживой дичью, фруктами и овощами на рынке» (1614). Последнее из названых является динамичным изображением разных забитых животных, а также фруктов, овощей в корзинах и кухонной утвари. На левой стороне картины мы видим господина, который держит корзину с продуктами в правой руке, в то время, как левой рукой он снимает свою шляпу, не видя мальчика, ворующего его продукты.

На переднем плане картины мы видим черную кошку, наблюдающую за боем двух петухов. Это придает сцене динамику, к которой относятся и две человеческие фигуры в комбинации с предметами натюрморта. На Снейдерса оказал влияние Питер Пауль Рубенс, с которым он вместе работал над разными проектами.

 

Виллем Клас Хеда

(1594–1680)

Виллем Клас Хеда родился в Харлеме в Нидерландах и был одним из ведущих художников, который занимался исключительно натюрмортом. Он писал в основном «Завтраки». Он известен своей любовью к деталям и передачей света, а также выбором цвета. Его работы имеют выраженный натуралистический смысл, который нас практически призывает, каждый предмет потрогать, как если бы он был настоящим.

Мы заметим, что Виллем Клас Хеда особенно часто изображает серебряную посуду и приборы, стекло, из продуктов устриц или ветчину.

 

Некоторыми из его известных работ являются картина «Завтрак с ежевичным пирогом» 1631 г, «Натюрморт с устрицами, серебряным кубком и стеклянной посудой» (1635), «Устрицы, ремер, лимон и чаша» (1634), «Натюрморт с оливками» (1634), «Натюрморт с позолоченным кубком» (1635), «Серебряные приборы» (1649) и «Натюрморт с крабом» «1658»

Виллем Клас Хеда, Завтрак с ежевичным пирогом, 1631, Public domain.

Ремер – суживающийся в верхней части бокал с буклированной ножкой на конусообразной подставке и с куполообразной крышкой

В картине Виллема Класа Хеда «Завтрак с ежевичным пирогом» (в некоторых источниках «Завтрак с Черничным пирогом») нам бросается в глаза стол, на левой половине которого задрапирована шелковая скатерть, как будто она была намеренно задумана для тарелок и стеклянных стаканов, сервированных к завтраку. Стол накрыт похоже на две персоны, но только на одной тарелке лежит кусочек пирога, от которого уже съедено немного. Также мы замечаем ложку возле общей тарелки с ежевичным пирогом.

На правой стороне стола виден опрокинутый серебряный кубок, который наполовину лежит на другой тарелке. Кроме этого есть в картине стеклянная чаша по-видимому с неким напитком внутри, по всей видимости это вино. Вся композиция показывает довольно роскошную сцену, которой кто-то только что позавтракал или еще продолжает завтракать.   

В другом «Натюрморте с позолоченным кубком» (1635) мы видим стол, накрытый похожим образом, на этот раз с бежевой скатертью. Складывается впечатление, что стол накрыт наскоро для быстрого обеда или чтобы наспех перекусить. Центральный предмет на столе – это стеклянная чаша. Есть еще две серебряные тарелки, одна с устрицами, другая с лимоном, который как раз очищается; его шкурка, закручиваясь, свисает ниже столешницы.  

Виллем-Клас-Хеда-Натюрморт-с-позолоченной-чашей

Виллем Клас Хеда, Натюрморт с позолоченной чашей,  1635, public domain.

 

Виден также опрокинутый бокал в правом нижнем углу картины, что рассказывает нам о том, что трапеза в самом разгаре или уже закончилась или что произошла какая-то неприятность во время нее. Несмотря на то, что речь идет о натюрморте, сцена довольно динамичная и убедительна в том, что процесс наслаждения еды продолжается. Композиция кажется темнее по цвету и контрасту светотени из-за неясного источника света, падающего слева. 

 

Когда многие натюрморты Хеда на первый взгляд по композиции и по сюжету кажутся похожими, есть все же в них неповторимыми за счет изменений расположения предметов, передачи падающего света и рефлексов на предметах. Трапезы изображаются настолько подробно и оживленно, что нам представляется возможность попировать на этих завтраках.

 

Питер Клас

(1597–1661)

Питер Клас родился в Берхеме, Бельгия и был современником Виллема Класа Хеда. Оба художника писали свои картины в очень схожей манере, часто монохромно, делая акцент на свет, который появляется в картине. Питер Клас исследовал жанр «завтрака», рисовал, однако, часто натюрморты «Ванитас» о бренности жития, придавая своим работам дополнительное символическое значение.

К наиболее известным картинам Класа относятся среди прочего «Натюрморт с музыкальными инструментами» (1623), «Ванитас со скрипкой» (1625), «Ванитас со статуей мальчика» (1628), «Натюрморт с черепом» (1630), «Ремер, Краб и лимон» «1643», «Фрукты и ремер» (1644) и «Натюрморт с солонкой» (1644). В натюрморте с музыкальными инструментами мы видим большой стол с множеством продуктов и предметов, виолончель и скрипку на правой половине и маленький побочный столик с двумя стеклянными куполами и черепахой на переднем плане.  

В картин «Ванитас со статуей мальчика» мы также видим характерный череп на столе в числе других предметов, кроме того большую скульптуру мальчика, который возится со своей ногой. Эта композиция охватывает большее пространство, где речь уже может идти о комнате, возможно рабочий кабинет, так как присутствуют книги, рыцарские принадлежности и музыкальные инструменты, беспорядочно разложенные на полу. 

 

Питер-Клас-Натюрморт-Ванитас-1628

Питер Клас, Натюрморт «Ванитас», 1628, 71,5 x 80,5 см, public domain.

 

Виллем Калф

(1619 – 1693)

Вилеем Кальф (или Биллем Калф) родился в Роттердаме и является еще одним яркчайшим представителем живописи натюрморта. Виллем Кальф был очень популярен и избрал такую тематику для творчества, как «Pronkstilleven» (с нидерландского «Pronk» — роскошь и великолепие, «stilleven» — натюрморт) – если можно так выразиться «роскошный натюрморт». Но натюрморты Кальфа имеют не помпезную роскошь, а скорее величественный свет, исполненный мастерски  художников, который наделяет картину некой парадностью. Его работы отличаются внесением китайских фарфоровых мисочек и кувшинов – в эпоху барокко все китайское становится чрезвычайно популярным.

„Chinoiserie“ – с французского «китайское» было настолько популярно в 18 веке в России, что во дворцах были китайские комнаты, китайская мебель и посуды. И сам термин вжился в русский язык – шинуазри – что означает все китайское, китайские предметы.

В живописи художника чувствуется любовь к мелким деталям, которая подчеркивает не только мастерство Кальфа, но придает некую глубокую символику изображенному.  

 

Эта символичность свидетельствует о быстротечности жизни и проявляет идею расточительства у богатых.

 

Этот реализм позволяет зрителю почти прикоснуться к каждому предмету, ощупать его текстуру и насладиться колоритом. Это следующий важный аспект произведений Виллема Кальфа – способ и манеру его работы с цветом, чтобы показать свет, структуру и свойства поверхности каждого объекта.

Свет в живописи является одним из важнейших аспектов техники художника. Именно свет, отраженный от поверхности предмета, дает ему форму, которую читает наш глаз. Важно, как свет освещает предмет, откуда идет освещение, как отражается от поверхности объекта. Свет дает нам понимание поверхности каждой детали в картине, каждой плоскости – гладкая ли она или шероховата, блестящая или матовая, отражается свет от нее или поглощается. И художники, сумевшие добиться в своем мастерстве умения достойно передать свет в картине ценятся особенно высоко. 

К наиболее известным произведениям Кальфа относится «Натюрморт с серебряным кувшином и фарфоровой чашей» (1655-1660). Здесь видна та самая известная фарфоровая ваза, из которой выскальзывают фрукты. На левой стороне находится блестящий серебряный кувшин – он вместе с великолепно исполненным золотым кубком на заднем плане  создают центр композиции,

 

Виллем-Кальф-Натюрморт-с-серебряным-кувшином-1655-1660

Виллем Кальф, Натюрморт с серебряным кувшином, 1655­-1660, х. м., 73,8* 65,2 см. public domain.

 

Некоторые моменты символики этого произведения переданы с помощью на половину очищенных или заплесневелых лимонов – ясное указание на скоротечность времени. Справа внизу на столе лежат часы, которые также являются символом времени. Реалистичность картины позволяет зрителю всеми органами чувств ощутить праздность и наслаждение от еды, но предметы напоминают зрителю – «Memento mori» — «помни о смерти».

Другие работы Кальфа, в которых композиция может быть похожей, все же сохраняют свою неповторимое содержание. Такие работы, ка «Натюрморт с рогом» (1653), а также натюрморт, в котором изображены характерная ваза из фарфора и очищенный лимон. Кальф в своих картинах иногда использует настенные ковры в качестве скатерти. Более темные цвета придают картине еще большую величие.

Но темный колорит не мешает Кальфу также виртуозно передавать на холсте текстуру и свет. Это становится особенно понятным, если обратить внимание на желтое пятно от лимона, отраженное от серебряного кувшина в картине выше. В живописи это называют рефлексом. Нельзя путать с бликом.

Блик – отражение источника света, самое светлое пятно на картине.

Рефлекс – тоже отражение, но не света, а окружающих предметов. Рефлекс, в отличие от бликов, может иметь разный цвет – в основном цвет того самого отраженного предмета.

 

Актуален ли еще жанр натюрморта?

История и развитие жанра натюрморта содержательна и охватывает широкий пласт времени, как фрукты и сорта ветчины, которые в нем изображены. Важная роль, которую играют все эти разнообразные продукты, тарелки и относящиеся к ним предметы свидетельствует о том, что натюрморт, как жанр существует и имеет свою определенное значение независимо от того, что его причисляли всегда к наименее значимому жанру живописи.

Начиная с древних египетских захоронений до римских фресок, с реализма голландского «Ванитаса» до гиперреализма фотографий 21го века – все они представляют неживые предметы – живопись натюрморта занимает такое место в мировой изобразительном искусстве, без которого у нас пропал бы аппетит.

 

Часто задаваемые вопросы

Что такое натюрморт?

Натюрморт – это картина, изображающая неживые объекты такие, как кухонные принадлежности, листву, продукты, мертвую дичь, часы и музыкальные инструменты и прочее. Он может состоять из любых, самых разных, сделанных человеком предметов или тем, что создано природой. Художники аранжируют их разным способом в некую композицию, иногда придавая им символичный смысл, а порой просто ради искусства. 

 

Что означает натюрморт?

Значение «натюрморта» идет из нидерландского слова «Still leven». В немецком оно звучит похоже «Stillleben» (пер. стоять неподвижно). Во французском он зовется «nature morte», а в итальянском «natura morta». И во всех названиях сохраняется значение «мертвая природа», что как раз наиболее точно указывает на то, чем собственно и является «натюрморт». Композиция из неодушевленных предметов и часто из мертвой природы – животных, продуктов питания, что указывает на проходящую жизнь, намекая я распад всего живого, как все то, что «стоит неподвижно» и может быть воспринято, как что-то неживое.

 

Какие виды натюрморта существуют?

Существуют разные категории картин-натюрмортов, которые обозначаются, как типы натюрморта. А именно тип натюрморта, изображающий цветы и флору, Изображение трапезы или завтрака, анималистические (изображения животных) и натюрморт «Ванитас».

 

Что такое «Ванитас»?

С латыни «Vanitas» означает суетность, концепцию, которая показывается в подобных картинах. Они символизируют скоротечную земную жизнь, изображая черепа, часы, даже наполовину очищенные фрукты. Иногда мы видим букеты с насекомыми, или улиток и червячков на фруктах или засохшие опавшие лепестки – все это символы увядания и суетности жизни на земле. Понятие «Vanitas» встречается в Библии – из книги Экклезиаста, написанной царем Соломоном. Фраза на латыни звучит как «Vanitas Vanitatum et omnia vanitas» — «Суета сует, все суета».