Клод Моне_Дама-с-зонтиком_повернувшаяся налево_1886

Импрессионизм в искусстве. Часть 1. История и признаки стиля.

В этой статье изложена история искусства импрессионизма. Здесь мы расскажем, откуда произошло понятие импрессионизм, какие исторические предпосылки способствовали становлению изобразительного искусства импрессионизма и как оно развивалось в этот период. Вы узнаете, как отличить произведения импрессионистов от работ их последователей, стилистические особенности стиля и какие цели преследовало искусство этой эпохи. 

Если вы хотите ознакомится с кратким изложением всех стилей в искусстве со второй половины 19го века и до конца 20го века, переходите по ссылке: Основные стили в живописи. Часть 2. От импрессионизма до модернизма. 

Содержание:

  • Важнейшие идеи импрессионистов
  • Признаки импрессионизма
  • Композиция и перспектива
  • Влияние научного развития
  • Что такое импрессионизм?
  • Революция в искусстве: Импрессионизм и официальное искусство
  • Природа, как источник вдохновение

 

Эпоха импрессионизма – одна из наиболее значимых явлений в искусстве 19го века. В период импрессионизма в искусстве развивалась техника, стиль в живописи и его задачи.

В то время, как художники импрессионизма – Клод Моне, Эдгар Дега, Эдуар Мане – избавлялись от наследия прошлых лет, они одновременно пытались создать первоначальный вид окружающего их мира. Стиль импрессионизм с технической точки зрения – это легкие касания кисти, без растяжек цвета и многообразия оттенков. Оно дает ощущение неустойчивости и воздуха.

Важнейшие идеи импрессионистов

Перед тем как мы приступим к историческому развитию стиля импрессионизма и знаменательным художникам этого стиля, следует обратить внимание на некоторые характерные моменты в живописи импрессионистов.

Что такое импрессионизм и чем он отличается от своих последователей.

Импрессионизм, как стиль живописи полностью противопоставлен традициям искусства первой половины 19го века – живописи романтизма и реализма. От привычных, гладких мазков кисти и композиции искусства реализма в новом течении не осталось и следа. Чтобы распознать понятие импрессионизма, нам стоит обратить внимание на множество ключевых моментов: линии кисти, цветовые и композиционные   решения, но также влияние научного и технического развития.

Признаки импрессионизма

Из всех признаков живописи импрессионизма более всего бросается в глаза движение кисти на холсте. В противоположность гладкой, почти с почти незаметными мазками живопись романтизма или реализма, в картинах импрессионистов более легкие и явные штрихи. Художники-импрессионисты делают более короткие мазки, а разные по цвету мазки могут легко соседствовать, чего ранее невозможно было встретить в живописи. Гладкая, почти фотографичная живопись реализма и многих других предшествующих стилей предполагает мягкие переходы оттенков.

Это еще связано было с тем, что высокопоставленный заказчик не желал видеть процесс работы художника. В понимании доимпрессионистического зрителя художник приравнивался к обычному рабочему, как столяр или повар, чью работу тоже не хотелось наблюдать. Заказчик желал видеть только результат, полированную, чистую работу.

В эпоху импрессионизма художники еще не имеют такого высокого положения, но это уже не рабочий. Этому способствовал особенно сильно выход на природу – пленер.

Импрессионисты уже пишут то, что они видят. Краски на холсте смешиваются как можно меньше, чтобы не потерять ощущение одновременности контраста разных цветов, чтобы цвет казался более живым. Живопись на белом грунте стала еще одной возможностью для живописца подчеркнуть яркость красок и сделать изображения более живым, сиюминутным.    

Импрессионисты в отличие от живописцев предыдущих эпох использовали гораздо более светлые цвета, больше белил и светлые оттенки, чтобы поймать движение более естественного дневного света. Оттенки серого и более темные тона получались из смешения дополнительных цветов. Художники, которые позиционировали себя, как истинные представители импрессионизма избегали использовать черный цвет. Эта техника еще сильнее подчеркивала линии мазков. Многие критики эпохи импрессионизма полагают, что такие мазки кисти и используемые краски импрессионистами оставляет впечатление непрофессиональной работы, незаконченности и небрежности картины.

Клод Моне водяные лилии 1985

Клод Моне. Водяные Лилии. 1685, Public domain

 

Композиция и перспектива

В импрессионизме определенность не являлась самым главным элементом картины. Свободные, ясно видимые движения кисти позволяли размыть границы форм. Это привело к возможности отличать важные части от менее важных, как в картинах реализма и романтизма. Например, художники – импрессионисты отказались от трехмерной перспективы, от изображения совершенных форм и стремления к симметрии, как было в более ранних эпохах.

Импрессионисты ставили пред собой задачу изображать окружающий их мир переносить на холст таким, каким он казался. Их перспектива находила красоту в незаконченности форм, в сиюминутных настроениях природы, в ее изменчивости.

Среди художников – импрессионистов, которые тосковали по желанию ощутить связь с природой, стала обыденной практикой заниматься живописью в непосредственной близости от нее.

Пленер, то есть на природе (с французского языка «en plein air» переводится «на открытом воздухе») – живопись на месте изображаемого пейзажа, становиться в эпоху импрессионизма все более популярным. Художники, как Клод Моне выяснили, что таким образом они гораздо лучше могут поймать нужный момент – то единственное мгновение незавершенности явлений природы,  

 

Влияние научного развития

Появление фотографии имело большое влияние на перспективу эпохи импрессионизма. Камера могла сохранить изображение доли секунды. Многие импрессионисты хотели так же повторить такое достижение фототехники и пытались поймать мгновенный оптический эффект света. Отсюда следует стремление художников поймать малейшие изменения в разных условиях мира, например, природные изменения. Это намерение коррелирует с использованием более светлых оттенков красок и более смелых мазков на холсте – таким образом художникам удавалось успеть написать мимолетный порыв ветра, закат солнца в последнюю минуту, когда все озарено яркими лучами красного светила.

В эпоху импрессионистов стали популярнее искусственные пигменты и использование не смешанных, чистых красок, что было невозможно, при том ритме работы, который был для художников любим. Краски в тюбиках значительно облегчали задачу художников творить на природе в ходе постоянной смены света и цвета.

В технике импрессионистов активно применялись такие пигменты, как ультрамарин, виридиан, лазурно-синий, синий кобальт, кадмий желтый.   

Интересен также тот факт, что вместе с развитием техники живописи, художники начали развивать и сюжеты своих работ. В то время, как пейзажи стали самым популярным жанром для одних импрессионистов, другие начали проявлять интерес к интимным сценам в кабаре и кафе, операх и на скачках. Популярность приобретают жанр натюрморта и обнаженная фигура, а вместе с ними и портрет. В последнем большой вклад привнес в эпоху Пьер Огюст Ренуар.

Не последним из жанров в эпоху импрессионизма будет урбанистический, учитывая фактор развития городов в начале 20го века.     

 

Что такое импрессионизм?

Движение импрессионистов началось на рубеже второй половины 19го века и продолжалось по разным источникам примерно до 1910го года. За этот период импрессионизм претерпел изменения – менялись жанры, техника живописи, появлялись новые сюжеты. Самым главным из всех исторических фактов этого стиля – это переход от абсолютного реализма к совершенно новому образу мышления и к новым задачам в живописи. Этот момент является, пожалуй, самым важным в истории стиля.    

 

Революция в искусстве: Импрессионизм и официальное искусство

В основе своей стиль импрессионизма явился революционным движением в искусстве. Художники – импрессионисты отвергли множество принципов, традиций и техники других стилей искусства, в особенности романтизма. Они имели смелость пойти против течения своей эпохи, против традиций Парижских салонов. Разумеется, такое встречалось и раньше, импрессионисты были не первыми, кто шел против общепринятых канонов общества и им принятых признаков красоты в искусстве. В любую эпоху можно наблюдать противостояние художника государству – гения и богатого заказчика. Каждый всегда имел свое мнение. Реализм и натурализм также отвергали множество канонов эпохи романтизма. Но импрессионизм сделал прорыв – кроме психологического фактора противопоставления реализма романтизму, начинается изменение задачи живописи. Отказ от сюжета как такового. Картина может быть отражением мгновения, не быть наполненной эмоциональным сюжетом. В один миг картина может быть просто отражение легкого ветерка, срывающего шляпку с дамы. Однако при всей наивности сюжета импрессионистических картин, наполненность в них была и эмоциональности им также не занимать. Только угол зрения изменен. Внимание направлено на мгновенное, сиюминутное, прекрасное, на сейчас!    

Камиль Коро Город и озеро Комо 1834

Жан-Батист Камиль Коро, Город и озеро Комо, 1834, Public domain

Первое направление в искусстве, которое попробовала противостоять французской буржуазии в середине 19го века был реализм. Густав Курбе явился пионером реализма и считал, что «официальное» искусство слепо для настоящего реализма. Это был период в истории, когда репрессивный режим власти крепко держал контроль над французами и вынуждал большую часть населения жить в нищете. Несмотря на распространение свирепой нищеты, искусство той эпохи основывалось на мифологических и классических рассказах, экстравагантных изображениях природы и идеалистических натурных рисунков.        

В 1855 году Курбе организовал из личных средств выставку своих работ. Его труд не только противостоял официальным традициям искусства, но Курбе открыл свою выставку прямо напротив Парижской Всемирной Выставки.

Искусство импрессионизма черпало вдохновение в отказе от реализма и предпочитало найти совершенство в окружающем мире. Сюжеты импрессионистов очень далеки от восхваления ценностей исторических героев и событий, принятых в официальном искусстве.    

 

Природа, как источник вдохновение

Движение натурализма возникло почти одновременно с реализмом и было тесно переплетено с ним. Хотя оба направления имеют много общего и их часто путают, однако в них по сути есть четкие стилистические различия. Реализм пытается изобразить окружающий мир таким, каков он есть, без приукрашиваний и утаек действительности. В это время натурализм берет в качестве главной темы природный мир. Натурализм отказывается от мифологического героизма и исторического контекста общепринятого искусства.

Хотя считается, что пленер стал популярен в первую очередь в эпоху импрессионизма, однако для художников-натуралистов это был основным признаков их творчества. Уже в 1820е годы Жан-Батист Камиль Коро и Жан-Франсуа Милле делали свои пейзажные и натурные наброски в Барбизонских Лесах. К этому периоду появилась Барбизонская школа, которая породила все большее международное стремление к живописи природного мира во всей его неподдельной роскоши.

Желание ухватить природу во всех ее мелочах и точности форм является существенной особенностью направления импрессионизма. Однако в отличие от художников-натуралистов, импрессионисты не ставили перед собой задачу изображения мира в гиперболизированных деталях. Вместо этого они старались передать «впечатление» естественной природы, его явлений, времен суток, игры света, дуновения ветра.

Это «Впечатление» от природного явление скрыто в личностном восприятии природы каждого художника, в его видении окружающего мира. Казалось, что такого особенного в личном восприятии художников – но именно особенное и совершенно иное, чем у простого обывателя видение окружающих нас вещей, то чего не видит глаз обычного человека – некое преображение, как бы улучшение всего, что нас окружает – именно это особое мироощущение внушает зрителю восхищение работами импрессионистов.

Клод моне Впечатление Клод Моне, Впечатление, Восходящее солнце, 1872, public domain